Непалу повезло на необычные достопримечательности. Мало того, что страна известна как родина Будды; здесь же находится большинство высочайших вершин мира, 8 из 14-ти «восьмитысячников». В их число входит и самая высокая на планете гора — Эверест.
Она также известна под именем «Джомолунгма»: в переводе с тибетского — «Божественная Мать жизни». Интернациональное название «Эверест» присвоено горе в честь главы геодезической службы Британской Индии сэра Джорджа Эвереста просто потому, что именно сотрудники этого учреждения в 1852 году впервые измерили высоту Джомолунгмы, доказав, что ее Пик XV является высочайшим в регионе и, вероятно, во всем мире.
Правда, с высотой Эвереста не все так очевидно. Индийский математик и топограф Радханат Сикдар (сотрудник той самой службы) на основе тригонометрических расчетов и находясь в 240 километрах от Джомолунгмы, лишь предположил, что это — самая высокая вершина в мире. Практические расчеты, сделанные спустя 4 года, дали цифру в 29 002 фута (8840 метров), доказав теорию.
А затем Эверест измеряли неоднократно, и он время от времени «увеличивался» — вплоть до 8872 метров, в зависимости от методик. В настоящее время официально признанной отметкой является 8848 метров над уровнем моря, из которых четыре метра приходится на снежную шапку.
Здесь, в мире скал, снегов и вечного льда, господствуют морозы до минус 60 °C, а на вершине со скоростью до 200 км/ч дуют сильнейшие ветры. На высоте 7925 метров начинается так называемая «зона смерти», где сосредоточено всего 30% кислорода. К этому стоит добавить постоянные ледовые обвалы и снежные лавины — и станет очевидным, почему достаточно долго никто не мог поднятся на вершину. Да и сейчас, несмотря на прогресс и всевозможные технологии, подъем занимает в среднем два месяца, поскольку он совершается поэтапно: с установкой лагеря для акклиматизации.
Еще одной сложностью в покорении Джомолунгмы было то, что гора лежит на границе Непала и Китая (Тибета). Время от времени то Непал, то Китай, а то и одновременно оба государства, закрывались для иностранцев. Так или иначе, первое восхождение совершено 29 мая 1953 года шерпом Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хилларом, после многочисленной череды неудач предыдущих экспедиций.
Всего на сегодняшний день Эверест покорили примерно 4000 человек — речь идет о тех, кто добрался до вершины. Сосчитать число туристов с их укороченными турами не представляется возможным. Многие из числа тех, кто добирался до самой «крыши мира», ставили различного рода рекорды. Это и подъем без кислородных баллонов, и пребывание без кислорода почти сутки, и спуски с Эвереста на лыжах... В 2001 году на вершину Эвереста взобрался слепой американец Эрик Вейхенмайер, в 2006-м — Марк Инглис, альпинист с двумя ампутированными ногами. А первой женщиной, покорившей Джомолунгму, стала в 1976 году японка Дзюнко Табэй.
Тем не менее, Эверест — это, в полном смысле слова, гора смерти. Штурмуя эту высоту, альпинист знает, что у него есть шанс не вернуться. Гибель могут вызвать недостаток кислорода, сердечная недостаточность, обморожения или травмы. К смерти приводят и роковые случайности, вроде земерзшего клапана кислородного баллона. Более того: путь к вершине настолько сложен, что, как сказал один из участников российской гималайской экспедиции Александр Абрамов, «на высоте более 8000 метров нельзя позволить себе роскошь морали. Выше 8000 метров ты полностью занят собой, и в таких экстремальных условиях у тебя нет лишних сил, чтобы помогать товарищу». Трагедия, случившаяся на Эвересте в мае 2006 года, потрясла весь мир: мимо медленно замерзавшего англичанина Дэвида Шарпа безучастно прошли 42 альпиниста, но никто не помог ему. Одними из них были телевизионщики канала «Discovery», которые попытались взять интервью у умирающего и, сфотографировав его, оставили одного...
Но никакие сложности не останавливают тех, кто хочет испытать себя и увидеть непередаваемую словами красоту своими глазами. Наша съемка панорам Эвереста тоже не обошлась без приключений.
И сейчас мы передаем слово Ивану Рослякову — человеку, который снял этот виртуальный тур.
Куда ведут нас мечты?! К самому лучшему, значимому и, иногда, к самому высокому в нашей жизни.
Над идеей съемки самой высокой горы на планете наш коллектив работал уже несколько лет. В январе 2012 года состоялась первая попытка. Наш коллега Дмитрий Моисеенко снял самый высотный виртуальный тур в мире над одной из долин национального парка Сагарматха у подножья Эвереста.
Но столкнувшись с непреодолимым препятствием — сильнейшим встречным ветром на подлете к Эвересту — Дима так и не сумел снять высочайшую вершину мира вблизи.
В течение года мы несколько раз готовили вторую попытку.
Весной 2012 все почти сложилось. В Непале у нескольких вертолетных компаний появились мощные высокогорные машины, предназначенные для спасательных работ свыше 6000 метров. Мы лично познакомились и обсудили детали съемки с пилотом, который был готов осуществить полет в Долину Тишины (высокогорное ущелье у подножья Эвереста, расположенное на высотах от 6 до 7 километров). Однако получить официальное разрешение на съемки весной так и не удалось ввиду работы нескольких горных экспедиций на склонах. В это время года погода наиболее благоприятна для восхождения на Эверест, и высотные работы вертолета могли спровоцировать лавины, подвергая риску альпинистов.
Очередная наша попытка организовать вылет осенью не увенчалась успехом по той же причине.
Наступила зима. Вспоминая трудности, с которыми столкнулся наш коллега в прошлой поездке, я понимал, что шансов на успех было немного. Но не теряя надежды, я все-таки решил отправиться в зимнюю экспедицию к Эвересту, поставив себе целью снять гору так, как еще никто ее не видел.
Регион Эвереста был первым из посещенных мной несколько лет назад мест в непальских Гималаях, и произвел тогда неизгладимые впечатления. С тех пор мне удалось побывать в нескольких горных экспедициях в центральных Гималаях, прошагав в общей сложности более 1000 километров по горным тропам. Каждый раз походы занимали около месяца, и эти путешествия подготовили меня к многодневной жизни в палатке и соответствующему быту. Были пройдены десятки высокогорных перевалов. Получилось посмотреть собственными глазами на все самые высокие горы Непала с высотных смотровых площадок и пиков, расположенных иногда выше 5000-6000 метров.
Планируемая миссия предполагала маршрут в уже знакомый мне Национальный парк Сагарматха, в трек к подножьям Эвереста. С одной стороны, здесь довольно развитая инфраструктура (как-никак, самый популярный горный трек в мире!), с другой стороны, из-за начала зимы в парк приезжает в разы меньшее количество туристов. Спускаются вниз в теплые долины местные жители, значительно сокращается количество открытых лоджий (небольшие, сложенные из простого камня домики, зачастую активно продуваемые горными ветрами из-за щелей и дыр в каменной кладке в палец толщиной), где можно останавливаться на ночлег. Это определяло необходимость использования палатки и на этот раз.
Погода зимой может преподносить свои сюрпризы. Прилетев в столицу Непала Катманду, я застал группы уставших от ожидания вылета на трекинговые маршруты туристов. Несколько дней над долиной Катманду стоял густой туман, из-за которого отменялись все горные перелеты, и на ближайшие дни прогноз был неутешителен.
Чтобы не срывать график поездки, я принял решение самостоятельно добираться в Луклу — ближайший к Эвересту небольшой аэропорт, место старта моего вылета. Это заняло полный день переезда по узким горным серпантинам на машине и несколько дней пешего перехода по еще более узким и крутым горным тропам. Для экономии времени планировалось, что пилот с вертолетом также прилетит в Луклу, переночует, и с первыми лучами солнца мы вместе отправимся к Горе.
Какими же тревожными были минуты, а затем часы ожидания вылета! Однако в запланированный день пилот так и не смог прилететь в Луклу, обстоятельства откладывали вылет. В связи с этим я решил отправиться пешком по пути горного трека к Эвересту для лучшей акклиматизации, а вертолет должен был подхватить меня прямо по дороге. Благо почти в каждой деревне, где можно остановиться на ночлег, организованы взлетно-посадочные площадки.
Итак, несколько дней подряд одинокий «русский турист», обвешанный фотокамерами, поднимался на высокогорные вертолетные площадки и ожидал «железную птицу», которая так и не прилетала... Миссия откладывалась то по погодным, то по техническим причинам, так как вертолет требовал особой подготовки. Лишь когда получилось добраться до поселения Гокио, расположенного на высоте 4700 метров в соседней от Эвереста долине, я получил звонок от пилота, который подтверждал свою готовность забрать меня на следующее утро. Но получилось так, что пилот, с которым оговаривались детали этого сложного полета и особенности съемки, все еще был занят. И за мной летел другой специалист, американец Аарон Оберландер, только что прибывший в Непал для обучения местных пилотов.
Съемку запланировали на утро 25 декабря, примечательное празднованием католического Рождества. На наше счастье, в это время на Горе не было ни одной зимней экспедиции. Прогноз обещал безоблачную погоду в регионе, а метеослужбы подтверждали слабый по местным меркам ветер в районе вершины Эвереста, всего 50 км/ч. Все обстоятельства начинали складываться в нашу пользу.
И опять потянулись тревожные часы подготовки, короткий сон, который прерывался слуховыми галлюцинациями приближающегося вертолета, и томительные минуты ожидания рано утром на небольшом пятачке ровной поляны, которая служила в деревушке вертолетной площадкой. Наконец по долине распространился звук вращающихся винтов, и это уже не была игра воображения. Через несколько минут в небе появилась крохотная красная точка. За 10 минут машина проделала путь, который мне довелось прошагать накануне за 3 дня пешего перехода.
И вот самый передовой вертолет из всего непальского авиапарка, разгоняя утреннюю тишину и привлекая внимание всего местного населения, приземляется возле высокогорного озера. Немного времени для личного знакомства с пилотом, финальные обсуждения технических вопросов — и мы стартуем к Эвересту!
После вылета из Гокио сначала нужно было перелететь высокогорный перевал Шангрила, для чего пилоту потребовалось набирать почти 6000 метров высоты. Далее требовалась посадка на высоте 5200 метров на склонах популярного среди туристов пика Калла Паттар (самая высотная точка на треке к Эвересту) для разгрузки запаса топлива, необходимого для обратной дороги. Для облегчения веса из кабины предварительно было снято все «ненужное» оборудование.
Механики при подготовке переусердствовали, забыв про пассажира, и оставили в машине единственный кислородный баллон для пилота. И хотя за плечами была неделя трекинга с подъемом до почти 5 километров, этой акклиматизации для меня было явно не достаточно. Уже на перелете над перевалом по пути к Эвересту кислородное голодание начало понемногу «путать» мои мысли и действия.
После нескольких минут подготовки мы начали подъем к нашей цели. Стремительно набирая высоту, вертолет преодолел стену Нупцзе, самая низкая часть которой высотой около 6500 метров закрывает вид на Эверест от «простых туристов», оставляя для глаз путешественников лишь малую часть вершины. И вот мы влетаем в Долину Тишины.
Пролетая вдоль одного из самых высотных ледников в мире, мы двигались над южным маршрутом, который используют бОльшая часть покорителей Эвереста.
Сразу за стеной Нупцзе, в верхней части ледопада Кхумбу находится место, где устанавливают первый высотный лагерь (6000 метров), затем в самом центре ледового ущелья на каменной гряде — второй (6400 метров), и вот мы приближаемся к ледяной стене Лхоцзе (4-ая по высоте гора на планете, высотой 8516 метров), на крутых склонах которой устанавливают третий высотный лагерь (7000 метров).
Для справки: для успешного восхождения альпинисты оборудуют также и четвертый лагерь на высоте 8000 метров, на южном седле между Эверестом и Лхоцзе, откуда уже и происходит финальный штурм вершины (8848 метров).
Где-то далеко позади виднелись макушки семитысячных пиков. Но даже находясь на максимальной для вертолета высоте, мы все равно чувствовали себя крохотной стрекозой, залетевшей в исполинское ущелье, так как рядом возвышались стены на несколько километров выше нашей предельной траектории.
Однако наслаждаться видами почти не удавалось. Все внимание, воля и оставшиеся силы тратились на работу со съемочным оборудованием в условиях разреженного высокогорного воздуха, где без дополнительного кислорода у меня начинались приступы горной болезни. Слепило яркое солнце, путались кнопки на фотоаппарате, плыли перед глазами пункты меню настроек. Да чего стесняться, скажу как есть: в коротких перерывах между съемками панорам меня просто выворачивало наизнанку сверху на шеститысячные ледники.
Для пилота Аарона Оберландера этот полет также стал серьезным испытанием, в котором он установил свой собственный высотный рекорд, преодолев установленный производителем вертолета потолок в 7000 метров, да еще и с беспокойным пассажиром, постоянно открывающим дверь машины.
Ввиду невозможности зависания вертолета на такой высоте, машина постоянно находилась в движении, и впридачу ко всем сложностям мне пришлось снимать сферические панорамы одной камерой на ходу.
Но в целом весь полет проходил удачно. Гора все-таки пустила, и самое главное, отпустила нас! По-настоящему страшно было лишь один раз, когда сильный порыв ветра тряханул машину на высоте 7000 метров, когда мы тем же маршрутом вылетали из Долины Тишины, держа курс над ледопадом Кхумбу.
Наше возвращение было своевременным. Оглянувшись назад, я увидел быстро сгущающиеся облака над самыми высокими горами в мире, с верхушек которых усиливающийся на глазах ветер уже срывал ледяную пыль. Горы закрывались для полетов.
Затем была оживляющая остановка в месте разгрузки топлива, где я дорвался до живительного кислородного баллона, пока пилот заправлял опустевшие баки. Короткая исцеляющая передышка, и мы стартуем в обратный путь. Опять 6000 метров и перевал Шангрила, и мы влетаем в не менее впечатляющее ущелье ледника Нгозумпа (один из самых длинных ледников в центральных Гималаях), над которым возвышаются стены восьмитысячника Чо-Ойю (8201 метров), и нескольких пиков пониже с труднопроизносимыми тибетскими именами.
Работать на меньшей высоте стало куда проще и спокойнее.
Наш обратный маршрут пролегал над высокогорными озерами Гокио, куда редко добираются туристы. Изумрудный цвет воды поражал своей красотой, даже пробиваясь сквозь толщу зимнего льда. Крайне полезными оказались результаты этих аэросъемок, которые впоследствии позволили мне проложить пеший маршрут и добраться к последнему из озер долины (безымянное озеро №8), практически неразличимое со спутниковых снимков. Но это уже совсем другая история.
А сейчас представляем вашему вниманию самые высотные сферические аэропанорамы в истории фотографии, снятые с вертолета, с видом на самые высокие горы на планете!
От редактора:
Надо сказать, что Ваня тут немного ошибся. К настоящему времени еще выше, чем он, залетел наш метеозонд, который снял землю с высоты 35 километров. Правда, не на профессиональные камеры, а на «мыльницы».
Фото и текст: Иван Росляков
20.03.2013
Кроме текущего тура, вы можете также посмотреть виртуальный тур «Эверест, Гималаи, Непал. Часть 1, январь 2012» и почитать статью о его съемках.